Суббота, 30.08.2025, 23:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [26]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Деепричастие, 7 класс
    23.01.2016, 17:05

    Урок русского языка в 7 классе

    «Повторение по теме «Деепричастия»»

     Цели: систематизировать ЗУН учащихся по данной теме, научить различать причастия в потоке речи, находить сходства и различия деепричастия с наречием;

    развивать логическое мышление и речь, закрепить навыки анализа языкового материала;

    воспитывать интерес к предмету, стремление к знаниям, толерантности и трудолюбию.

     

    Ход урока

     І. Организационный момент

    Объявление темы урока, целей и задач урока.

     ІІ. Опрос домашнего задания

           Проверка письменной работы

     ІІІ. Фронтальный опрос

    -          что такое деепричастие?

    -          что обозначает деепричастие?

    -          в деепричастии совмещены признаки каких частей речи?

    -          на какие вопросы отвечает деепричастия?

    -          какие признаки глагола есть у деепричастия?

    -          какой призан наречия имеет деепричастие?

    -          что такое деепричастный оборот?

    -          как найти зависимые слова?

    -          как выделяется деепричастный оборот?

    -          каким членом предложения является деепричастие?

     

    ІV. Выборочный диктант

    Закрепим теоретические знания на практике. Выписать деепричастия из отрывков стихотворений:

     

    Понимаешь, мама, я учитель.

    Видишь, я вхожу, бледнея, в класс,

    Это мне решили поручить их,

    Сорок душ и восемьдесят глаз.

     

    Может, будет трудно, небогато

    Буду жить, свой выбор не браня.

    Понимаешь, ведь мои ребята –

    Это продолжение меня.

     

    Текут две речки в сердце, не мелея,

    Становятся единою рекой…

    Забыв родной язык –

    Я онемею.

    Утратив, русский –

    Стану я глухой.

     

    Жизнь человеку только раз дается,

    У всех такая разная судьба,

    Есть люди, что торят свои дороги,

    А есть и те, кто легкой жизни ищет.

    Кто, разменяв на медяки года,

    Копя гроши, всегда живет, как нищий,

    А, умерев, уходит без следа.

     

    - Как вы понимаете значение этих отрывков из стихотворений?

     

    V. Самостоятельная работа

                            Задания:

    1.Образуйте от глаголв деепричастия при помощи суффиксов –а, -я. Обозначьте суффиксы.

    Украшали -

    Пропускал –

    Вставляли –

    Изображали –

    2. Образуйте от глагов деепричастия при помощи суффиксов –в,-вши, -ши. Обозначьте суффиксы.

    Украсили –

    Внесли –

    Раскрасили –

    Пропустили –

    3.Заменить глаголы деепричастиями:

    Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.

    Товарищи заменили его беспокойство и ушли.

    Ветер быстро гнал тучи, свистел и взвизгивал.

    Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

    Идет сильный дождь и стучит по крыше.

    4. Выписать преложения, где есть деепричастия.

    Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

    Я открыл окно и залюбовался видом.

    Мама сидела, откинувшись в кресле.водопад бьет о камни и сверкает на горном солнце миллионами брызг.

    5. Выписать деепричастия совершенного вида в один столбик, а несовершенного – в другой столбик:

    Набирая, поднявшись, разговаривая, кружась, приближаясь, уверяя, вылетев, остановив, держась

    6. Заменить словосочетания фразеологическими оборотами с деепричастием и деепричастным оборотом.

    Слушать снапряженным вниманием – навострив уши

    Сказать чистосердечно – положа руку на сердце

    Трудиться усердно – не покладая рук

    Смотреть пристально – не отрывая глаз

    Работать небрежно – спустя рукава

    Работать хорошо - засучив рукава.

    7. Произвести синтаксический разбор предложения.

    Прибой может разбить в щепки лодку, бросив её на камни. / повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено деепричастным оборотом/

    VІ. Обобщение

    -          Работа по таблице

     

    Деепричастие

    Вопрос

    Что обозначает?

    Формула образование деепричастий

    Несовершенного вида

    Что делая?

    Незаконченное добавочное действие

    Основа настоящего времени глаголов несовершенного вида

    + суффиксы –а / -я

    Например: глядеть – глядят - глядя

    Совершенного вида

    Что сделав?

    Законченное добавочное действие

    Основа неопределенной формы глаголов совершенного вида

    + суффиксы –в, -вши, -ши

    н/р: выскочить – выскочив, испечь - испекши

     

    VІІ. Тестовые задания

     1.Деепричастие поясняет:

    А) прилагательное; Б) глагол; В) наречие; Г) существительное; Д) причастие

     2. Укажите глагол, от которого можно образовать деепричастие несовершенного вида:

        А) ждать ; Б) лгать ; В) шить ; Г) мчаться; Д) бить

    3. Укажите строку с глаголами, от которых нельзя образовать деепричастие:

        А) рвать, ждать; Б) сидеть, замереть; В) просохнуть, промокнуть; Г) обрести, прочесть;    

             Д) услышать, увидеть

    4. Какой частью речи является слово цепляясь:

             А) деепричастие    Б) прилагательное   В) глагол   Г)   наречие   Д) причастие

    5. Какое слово не является деепричастием?

             А) бегая; Б) спавший; В) опустив;   Г) встречаясь;   Д) подогнав

    6. Деепричастия совершенного вида образуется..

     А) с помощью суффиксов –а, -я; Б) с помощью суффиксов –ейш-, -айш-; В) с помощью суффиксов –ем-, -им-; Г) с помощью суффиксов –енн-,-ённ-; Д) с помощью суффиксов –в,- вши,-ши

    7. Деепричастия несовершенного вида образуется..

    А) с помощью суффиксов –а, -я; Б) с помощью суффиксов –ейш-, -айш-; В) с помощью  суффиксов –ем-, -им-; Г) с помощью суффиксов –енн-,-ённ-; Д) с помощью суффиксов –в,-        вши,-ши

     

    VІІІ. Подведение итогов

    ІХ. Домашнее задание

         - Повторить правила по теме «Деепричастие»

           - Выписать из любого художественного текста 10 предложений с деепричастиями или деепричастными оборотами

    Категория: Мои файлы | Добавил: olga-v-mz
    Просмотров: 1135 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    uCozCopyright MyCorp © 2025