Урок русского языка в 7 классе
«Повторение по теме «Деепричастия»»
Цели: систематизировать ЗУН учащихся по данной теме, научить различать причастия в потоке речи, находить сходства и различия деепричастия с наречием;
развивать логическое мышление и речь, закрепить навыки анализа языкового материала;
воспитывать интерес к предмету, стремление к знаниям, толерантности и трудолюбию.
Ход урока
І. Организационный момент
Объявление темы урока, целей и задач урока.
ІІ. Опрос домашнего задания
Проверка письменной работы
ІІІ. Фронтальный опрос
- что такое деепричастие?
- что обозначает деепричастие?
- в деепричастии совмещены признаки каких частей речи?
- на какие вопросы отвечает деепричастия?
- какие признаки глагола есть у деепричастия?
- какой призан наречия имеет деепричастие?
- что такое деепричастный оборот?
- как найти зависимые слова?
- как выделяется деепричастный оборот?
- каким членом предложения является деепричастие?
ІV. Выборочный диктант
Закрепим теоретические знания на практике. Выписать деепричастия из отрывков стихотворений:
Понимаешь, мама, я учитель.
Видишь, я вхожу, бледнея, в класс,
Это мне решили поручить их,
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Может, будет трудно, небогато
Буду жить, свой выбор не браня.
Понимаешь, ведь мои ребята –
Это продолжение меня.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив, русский –
Стану я глухой.
Жизнь человеку только раз дается,
У всех такая разная судьба,
Есть люди, что торят свои дороги,
А есть и те, кто легкой жизни ищет.
Кто, разменяв на медяки года,
Копя гроши, всегда живет, как нищий,
А, умерев, уходит без следа.
- Как вы понимаете значение этих отрывков из стихотворений?
V. Самостоятельная работа
Задания:
1.Образуйте от глаголв деепричастия при помощи суффиксов –а, -я. Обозначьте суффиксы.
Украшали -
Пропускал –
Вставляли –
Изображали –
2. Образуйте от глагов деепричастия при помощи суффиксов –в,-вши, -ши. Обозначьте суффиксы.
Украсили –
Внесли –
Раскрасили –
Пропустили –
3.Заменить глаголы деепричастиями:
Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
Товарищи заменили его беспокойство и ушли.
Ветер быстро гнал тучи, свистел и взвизгивал.
Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Идет сильный дождь и стучит по крыше.
4. Выписать преложения, где есть деепричастия.
Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
Я открыл окно и залюбовался видом.
Мама сидела, откинувшись в кресле.водопад бьет о камни и сверкает на горном солнце миллионами брызг.
5. Выписать деепричастия совершенного вида в один столбик, а несовершенного – в другой столбик:
Набирая, поднявшись, разговаривая, кружась, приближаясь, уверяя, вылетев, остановив, держась
6. Заменить словосочетания фразеологическими оборотами с деепричастием и деепричастным оборотом.
Слушать снапряженным вниманием – навострив уши
Сказать чистосердечно – положа руку на сердце
Трудиться усердно – не покладая рук
Смотреть пристально – не отрывая глаз
Работать небрежно – спустя рукава
Работать хорошо - засучив рукава.
7. Произвести синтаксический разбор предложения.
Прибой может разбить в щепки лодку, бросив её на камни. / повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено деепричастным оборотом/
VІ. Обобщение
- Работа по таблице
Деепричастие
|
Вопрос
|
Что обозначает?
|
Формула образование деепричастий
|
Несовершенного вида
|
Что делая?
|
Незаконченное добавочное действие
|
Основа настоящего времени глаголов несовершенного вида
+ суффиксы –а / -я
Например: глядеть – глядят - глядя
|
Совершенного вида
|
Что сделав?
|
Законченное добавочное действие
|
Основа неопределенной формы глаголов совершенного вида
+ суффиксы –в, -вши, -ши
н/р: выскочить – выскочив, испечь - испекши
|
VІІ. Тестовые задания
1.Деепричастие поясняет:
А) прилагательное; Б) глагол; В) наречие; Г) существительное; Д) причастие
2. Укажите глагол, от которого можно образовать деепричастие несовершенного вида:
А) ждать ; Б) лгать ; В) шить ; Г) мчаться; Д) бить
3. Укажите строку с глаголами, от которых нельзя образовать деепричастие:
А) рвать, ждать; Б) сидеть, замереть; В) просохнуть, промокнуть; Г) обрести, прочесть;
Д) услышать, увидеть
4. Какой частью речи является слово цепляясь:
А) деепричастие Б) прилагательное В) глагол Г) наречие Д) причастие
5. Какое слово не является деепричастием?
А) бегая; Б) спавший; В) опустив; Г) встречаясь; Д) подогнав
6. Деепричастия совершенного вида образуется..
А) с помощью суффиксов –а, -я; Б) с помощью суффиксов –ейш-, -айш-; В) с помощью суффиксов –ем-, -им-; Г) с помощью суффиксов –енн-,-ённ-; Д) с помощью суффиксов –в,- вши,-ши
7. Деепричастия несовершенного вида образуется..
А) с помощью суффиксов –а, -я; Б) с помощью суффиксов –ейш-, -айш-; В) с помощью суффиксов –ем-, -им-; Г) с помощью суффиксов –енн-,-ённ-; Д) с помощью суффиксов –в,- вши,-ши
VІІІ. Подведение итогов
ІХ. Домашнее задание
- Повторить правила по теме «Деепричастие»
- Выписать из любого художественного текста 10 предложений с деепричастиями или деепричастными оборотами
|