Введение.
Тема проектно -исследовательской работы: «Басни И.А.Крылова»
Краткая аннотация проекта
« В чём ценность и сила басен Крылова?» Этот вопрос задавали люди с давних пор. Целью проекта является познакомить учащихся с одним из жанров литературного произведения – басней. Через авторский прием олицетворения показать взаимоотношения людей, их характеры. Дети должны научиться читать и анализировать басню. Через поступки героев, их взаимоотношения учиться видеть пороки людей.
Крылов своими баснями помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Что значит для ребёнка познакомиться с новой басней Крылова? В чём актуальность басен Крылова? Во время работы над проектом обучающиеся будут развивать умения решать проблемные вопросы, используя свой жизненный опыт. Развивать способности применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решения проблемных ситуаций. У обучающихся будет формироваться познавательный интерес к предмету, развиваться образное мышление.
Результатом проекта будет изучение творчества баснописца. Выполнение иллюстраций к басне, её инсценировка.
Тип проекта: творческий
По времени проведения – кратковременный (1 неделя)
В данной работе объект исследования - басни И.А.Крылова, а предмет – выявление человеческих пороков, недостатков.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Цель проекта: знакомство с баснями И.А.Крылова.
Задачи проекта: повысить интерес учащихся к чтению, расширить кругозор, получение навыка исследовательской работы, развитие умения работать с различными источниками информации; развивать речь, коммуникативные способности, создать условий для самореализации каждого ученика, повысить самооценку, обогатить словарь.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
-Что за прелесть эти басни?
Проблемные вопросы
- Почему сюжеты басни не устаревают?
- Отчего басни всегда интересны?
Учебные вопросы
- Где происходит действие басни?
- Какая история описывается?
- Кто герои басни?
- Чему учат басни? Какова мораль басен?
Основная часть
I. Проблема.
Познакомившись на уроках литературного чтения с баснями И. А. Крылова, нам захотелось больше узнать об этом жанре литературы.
- Кто первый написал басню?
- Кто ещё сочинял басни?
- Олицетворением чего являются животные в баснях?
На эти и другие вопросы хотелось найти ответы.
II. Проектирование (планирование действий).
У каждого ребенка была индивидуальная работа по теме проекта. Каждый из них получил задание:
1 уч-ся. О басне.
2 уч-ся. Эзоп.
3 уч-ся. Лафонтен.
4 уч-ся. Крылов.
Все уч-ся. Анализ басен
III. Поиск информации.
1. Где можно найти любую информацию? Ну конечно, в книгах! Научились пользоваться справочной литературой – энциклопедиями, словарями, справочниками.
2. Прочитали басни из книг разных баснописцев.
3. Некоторые ребята пользовались Интернетом для сбора информации.
Ребята приносили подобранный материал и отчитывались о проделанной работе. Мы обсуждали, отбирали материал.
IV. Продукт.
Каждая группа показала результат своей работы.
1 уч-ся: о басне.
Что в наше время называется баснею? Стихотворный рассказ происшествия, в котором действующими лицами обыкновенно бывают или животные, или твари неодушевленные. Цель сего рассказа — впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее Полезной.
Отвлеченная истина, предлагаемая простым и вообще для редких приятным языком философа-моралиста, действуя на одни способности умственные, оставляет в душе человеческой один только легкий и слишком скоро исчезающий след. Та же самая истина, представленная в Действии и, следовательно, пробуждающая в нас и чувство и воображение, принимает в глазах наших образ вещественный, запечатлевается в рассудке сильнее и должна сохраниться в нем долее. Какое сравнение между сухим понятием, облеченным в простую одежду слов, и тем же самым понятием, одушевленным, украшенным приятностию вымысла, имеющим отличительную, заметную для воображения нашего форму? — Таков главный предмет баснописца.
2 уч-ся: Эзоп
Эзоп – полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в YI веке до н.э. Был ли Эзоп историческим лицом – сказать невозможно. Истории жизни Эзопа не существовало. Историки писали лишь то, что Эзоп был рабом на острове Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит.
Откровенно осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений.
Его басни давно прославлены на весь мир, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта.
Под именем Эзопа сохранился сборник басен в прозе. Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Лафонтеном и Крыловым.
Эзоп считается родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний – эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времён до наших дней.
Самые известные басни Эзопа – «Черепаха и Заяц», «Мальчик, который кричал «Волки!»», «Волк в овечьей шкуре».
3 уч-ся: Лафонтен
Жан де Лафонтен— знаменитый французский баснописец.
Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей.
Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь — Эзопа и Федра). В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А. Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис» и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха»).
Второе издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой и последней книги — в конце 1693 года. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Лафонтен становится всё более свободным, соединяет дидактику с передачей личного чувства.
Художественному значению басен Лафонтена способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.
Басни Лафонтена написаны в большинстве случаев вольным стихом; в XVII веке сам по себе стихотворный характер этого жанра приветствовался не всеми — басня воспринималась прежде всего как назидание. Также он усложнил отношение между сюжетной частью и моралью.
4 уч-ся:
И.А.Крылов
Начнем с портрета. Художник К.Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.
Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.
За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, на котором ему вручили звезду ордена Святого Станислава.
О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».
И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.
Все учащиеся:
1.Крылов в басне «Свинья под дубом» обличает неблагодарность человека.
Мораль:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
2. Басня «Стрекоза и Муравей». Крылов высмеивает ветреность и праздность.
Мораль:
Ты все пела? Это дело:
Так поди же попляши!
3. Крылов в басне «Осел и Соловей» высмеивает глупость
Мораль:
Избави, Бог, и нас от этаких судей.
4. Басня «Листы и корни»
Крылов высмеивает лентяев, хвастунов, лицемеров, жадных и трусливых людей.
Мораль:
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас.
5. В басне «Демьянова уха» Крылов показал, что чрезмерная услужливость, даже с добрыми намерениями, не приводит к добру.
Мораль:
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Заключение
Вывод: басни высмеивают многие пороки русского общества. Басни сохраняют свою актуальность, потому что человеческие пороки неискоренимы, неизменны.
И в заключении, хотелось бы прочитать слова из басни Эзопа:
В сюжетах красочной одежды есть … орех
Он в каждой басенке за внешнею обёрткой
Укрыт надёжно, ограждённый твёрдой коркой.
Скорлупка вкусный плод хранит. Но … не для всех…
А коль пустой орех – кори тогда себя.
Не говори же, что бесплодная Земля…
Список использованных источников
1. Иван Андреевич Крылов. Басни. Серия «Внеклассное чтение» / ред.М.Калугина. – М.: Стрекоза-Пресс, 2007.
2. Иван Андреевич Крылов. Басни, проза, пьесы, стихи / Под ред. А.А. Девель. – Ленинград: Лениздат, 1970
3. Крылов И.А. Избранное / Вступит.ст. и прим. Н Степанова. – М.: Правда, 1986
Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В двух частях. Ч. 1 / Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М. Хренова. -6-е изд. – М.: Мнемозина, 2004.
|