Цель урока: продолжение изучения раздела «Текст и его строение»
Задачи:- образовательная: обобщить и углубить знания учащихся о строении текста и строении абзаца, роли абзаца в тексте, логике выделения абзацев;
- развивающая: совершенствовать умения речеведческого анализа текста, выделения в тексте абзацев, определения их микротем; развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к чтению художественной литературы.
Тип урока: обобщение и углубление полученных знаний, совершенствование умений и навыков.
Форма урока: интегрированный (русский язык + литература).
Оборудование: доска, мел, учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы; дидактический материал (фрагменты художественных произведений, статья из научного журнала); компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока, его целей, постановка задач.
III. Повторение ранее изученного материала о тексте, его признаках. Проверка домашнего задания.
1. Опрос:
- Что такое текст? (Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.)
- Назовите основными признаки текста. (Тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная); смысловая цельность, относительная законченность.)
- Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой. Может ли текст состоять из одного предложения? (Текст может состоять из одного предложения: пословицы, поговорки, афоризмы)
- Назовите способы связи предложений. (Цепная (последовательная) и параллельная)
- Расскажите о цепной (последовательной) связи. (Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия или события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются цепью между собой. Цепная связь предложений текста обусловлена чередованием «данного» и «нового». «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.
Другими словами можно сказать, что это связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д..)
- Назовите средства цепной связи. (Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.)
- Докажем это на примере отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник…
- Расскажите о параллельной связи. При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т.е. одинаковых или похожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
- Назовите основные средства параллельной связи. (Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.)
- Докажите это на примере отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе…
IV. Лингвистическая разминка.
1. Диктант.
Иногда срывался шквал… Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.
А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский.)
- Объясните расстановку знаков препинания.
- Почему в третьем предложении перед вторым союзом и не ставится запятая?
2. Выполните морфологический разбор слова вырванные.
- Из скольких абзацев состоит текст?
- Что такое абзац?
V. Углубление теоретических знаний об абзаце с помощью статьи учебника.
1. Строение текста.
В тексте определяется его тема. Текст складывается из микротекстов – абзацев, в каждом из которых раскрывается определённая микротема.
Таким образом, микротема – это наименьшая составная часть общей темы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.
Слово «абзац» имеет два значения: 1) отступ в начале строки, красная строка;
2) часть текста между двумя такими отступами.
Вопрос ученикам: Какое именно значение слова «абзац» представляет для нас сейчас главный интерес?
- Можно ли услышать абзац? (В устной речи абзац обозначается более глубокий паузой по сравнению с паузами между предложениями. Абзац имеет определённую композицию.)
2. Строение абзаца.
Части текста имеют свои правила построения, по определённым правилам строится и абзац. Если абзац состоит не из одного предложения, то в нём выделяются абзацный зачин и комментирующая часть.
Абзацный зачин – основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание.
Все последующие предложения абзаца – комментирующая часть, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.
Основные фразы абзацев (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
VI. Закрепление знаний. Текущий контроль знаний. Отработка умений и навыков. (Коллективная практическая работа – речеведческий анализ текста)
1. Работа с текстом.
Из года в год с непонятным волнением ждём мы пробуждения природы. В лесу ещё лежит снег, но приметы весны всё заметнее. Из ослепительно белого снег превращается в грязно-серый, падавшие в течение зимы кусочки коры, мелкие веточки, остатки от раздолбленных дятлом шишек не маскируются новыми снегопадами. Вот уже пронизанный солнечным светом весенний лес становится бледно-золотистым: ещё до появления листьев зацветает ольха. Из-за обилия крупных серёжек - мужских цветков - крона ольхи приобретает рыжеватый оттенок. Женские цветки размещаются на концах тонких веточек, и они значительно мельче. Плотные кожистые мужские серёжки образовались ещё прошлым летом и не были заметны среди листвы. Они перенесли суровые морозы, но, согретые лучами весеннего солнца, быстро увеличились в объёме и начали «пылить». Почти в то же время, что и ольха, зацветают кусты лещины - орешника. В течение всей зимы мужские серёжки с вполне сформировавшимися цветками висят на ветках и переносят самые сильные морозы. Женские цветки скрыты в почках и становятся заметнее только весной, когда из чешуек появляются пурпурные кисточки рылец. В тёплую погоду серёжки растрескиваются, и стерженьки, на которых сидят цветки, растут прямо на глазах. Лещина, как и ольха, опыляется ветром.
(По материалам журнала «Наука и жизнь»)
- Определите тему текста.
- Разделите текст на абзацы, объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.
- Найти абзацные зачины и комментирующие части.
- Определить микротему каждого абзаца.
- Докажите с помощью абзацных зачинов, что абзацы выделены верно.
2. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы.
В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так. Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами. Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью. И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу, тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший, что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в Москву - это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса человека с уже сложившимся характером.
VI. Итог урока.
Домашнее задание. Работа по карточкам. Разделить текст на абзацы, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Тютчев по справедливости считается мастером “пейзажа в стихах”. Но сравнительно редко пейзаж даётся поэтом сам по себе. Поэту в высокой степени доступна передача эмоц…онального ощущения вызываемого в человеке явлениями внешнего мира. Именно поэтому каждую весну Л.Н.Толстой повторял тютчевские строфы Как н… гнетёт рука судьбины…, а Некрасов писал по поводу стихотворения “Весенние воды” Читая их чу…ствуеш… весну когда сам н… знаеш… почему делается весело и легко на душе как будто несколько лет свалилось долой с плеч … . Гораздо чаще образы природы служат поэту для вопл…щения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связа…ый с миром природы, и переносный, ин…сказательный, связа…ый с внутре…им миром человека, - подчёркивается самой к…мпозицией. Так например в стихотворени… “Поток сгустился и тускнеет…” образ застывшего “под твёрдым льдом” потока на дне которого продолжает журчать ключ переносится во второй строфе на “убитую хладом бытия” человеческую душу “подо льдистой корой” которой по-прежнему бьются жизне…ые силы. В других стихотворениях оба плана настолько слиты друг с другом, что сост…вляют единое целое (“В душном воздухе молчанье…”. “Дума за думой, волна за волной…”). В некоторых же случ…ях, когда на первый взгляд Тютчев даёт только эмоц…онально окраше…ый “пейзаж в стихах” (“Что ты клонишь над водами…”, “Обвеян вещею дремотой…”), аналогии с человеком н…вольно возникают в сознании… читателя.
|