Суббота, 30.08.2025, 20:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [26]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Урок русского языка в 7 классе "Формообразующие частицы"
    22.01.2016, 13:42

    Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды частиц. Формообразующие частицы"

    Цели: - дать представление о частице как части речи, показать отличие частиц от других служебных и самостоятельных частей речи;

      - познакомить с разрядами частиц;

      - показать роль формообразующих частиц.

    Тип урока: обобщение и углубление знаний.

                                                  Ход урока

     

    I. Организационный момент.

     

    II. Проверка домашнего задания.

    Опрос.

    - Для чего служат некоторые частицы? (Для образования форм слова)

    - Что могут выражать частицы? (Дополнительный оттенок значения)

    - Что же такое частица? (Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова)

    - Приведите приметы, в которых частицы вносят различные оттенки значения в предложение или служат для образования форм слова.

                1. Разве сегодня приедут артисты?

                2. Пусть мальчики встретят артистов у ворот школы. (Образование формы повелительного наклонения)

     

    III. Но начнем урок с традиционной словарной работы.

    Чемпион, кросс, масса, автор, классик, светофор, претензия, прекратить, нежданный, силуэт, гирлянда, бассейн, дистанция, сиять.

    Грамматическое задание:

    1. Назовите слово, в котором все согласные звонкие. (Нежданный)

    2. Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. (Кросс, масса, классик, прекратить, нежданный, бассейн)

    3. Назовите слова, в которых букв меньше, чем звуков. (Претензия, дистанция)

     

    IV. Стадия вызова.

    Мы, - промолвили Частицы, -

    Можем с каждым подружиться.

    Выражаем утвержденье,

    Отрицанье и сомненье…

     

    Тема сегодняшнего урока: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».

    - Как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока?

     

    V. Объяснение нового материала.

    - Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

    - Какова роль предлогов в предложении?

    - Какова роль союзов в предложении?

    - Что такое частица?

                                                 Разряды частиц.

    По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и смысловые (модальные).

                На сегодняшнем уроке мы рассмотрим формообразующие частицы и узнаем, для чего они служат.

    К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования форм слова: наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.  А также для образования степеней сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый).

    Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

     

    VI. Анализ предложений, записанных под диктовку.

    Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

    Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».

     

    Задание: найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении собственно прямую речь.

    - Чем выражены сказуемые в этих предложениях?

                - В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?

                - С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?

     

    VII. Работа с учебником.

    1.Выполним упражнение 361 (по заданию)

    Спишите, ставя пропущенные знаки препинания. Частицу бы заключите в прямоугольник, а союз чтобы (чтоб) - в овал. Какие частицы есть в тексте?

    1. В дальний путь пускайтеся не вдруг, что б ни сулило вам воображенье ваше. 2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей. 3. Неужели солнышку лишь только и заботы, чтобы смотреть, как ты растёшь? (И. Крылов)

    Смотреть – [с м а т р’э т’] – 2 слога, ударение падает на 2-ой слог.

    С – [с] – согласный, глухой, твердый,

    м – [м] - согласный, сонорный, твердый,

    о - [а] – гласный, безударный,

    т - [т] - согласный, глухой, твердый,

    р - [р’] - согласный, сонорный, мягкий,

    е - [э] - гласный, ударный

    т - [т’] - согласный, глухой, мягкий.

    ь____________________________                                                              

    8 букв, 7 звуков

     

    2.Выполнить упражнение 363 (по заданию)

    Спишите. Выделенные слова - формообразующие частицы заключите в овал; над остальными надпишите, какой частью речи они являются. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

    1. Давай же помянем о нём теперь с тобой вдвоём. (К. Симонов.) - Давай-ка мне скорее эту книгу.

    2. Пускай доводит дело до конца по всем статьям, не пожалев усердья. (К. Симонов.) - Пускай змея: ветер усилился.

    3. Да здравствует солнце! Да скроется тьма! (А. Пушкин.) - Светит, да не греет. (Пословица.)

    IX. Итог урока.

    «Сегодня на уроке я узнал…»

    «Сегодня на уроке я научился…»

    «Сегодня на уроке мне было сложно…»

    «Сегодня на уроке мне было легко…»

    «Сегодня на уроке мне понравилось…»

     

    X. Домашнее задание.   Выучить п. 63, выполнить упр. 362.

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: olga-v-mz
    Просмотров: 4765 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    uCozCopyright MyCorp © 2025